Все началось с вопросов, которые задавал себе каждый, кто пытался разгадать "загадку Рейхенбаха".
Почему Шерлок, стоя на крыше, потребовал, чтобы Джон вернулся назад?
Почему, когда Джон сделал вторую попытку приблизиться к Бартсу, Шерлок потребовал, чтобы Джон остановился и не двигался?
Зачем Шерлок заставил Джона пристально наблюдать за своим падением?
И откуда, в конце концов, взялся этот велосипедист и зачем он сбил (=задержал) Джона уже после падения Шерлока?
читать дальшеОтветы, найденные фандомом, сводятся к тому, что Шерлок готовил себе спасение и не хотел, чтобы Джон увидел приготовления к этому. Потому что есть снайпер, который наблюдает за Джоном, и если реакция Джона на падение Шерлока будет не та, если Джон заподозрит, что Шерлок не покончил с собой, а пытался спастись (и, возможно, даже спасся), Джону не жить, снайпер его тут же снимет.
Практически все версии прыжка сводятся к этому. Практически все считают, что свой прыжок Шерлок готовил заранее. Либо прыжок, либо его имитацию. Версии различаются лишь количеством задействованных людей, разновидностями оборудования и степенью и сложностью подготовки.
До недавнего времени я тоже считала, что так оно и есть. Прыжок готовился заранее, а Джону ничего не следовало знать об этой подготовке.
Фандомные мифы так живучи...
Еще год назад я придумала, как технически можно осуществить этот прыжок, задействуя минимум людей, а из оборудования - лишь то, что видим на экране. И мне, как и всем авторам разных версий прыжка, тоже задавали вопрос про Джона, правда, в немного измененном виде: "Если, как ты утверждаешь, в твоей интерпретации прыжка можно стоять в любом месте, наблюдая за ним, да хоть в пяти метрах, и все-таки не заподозрить подвоха, то почему все-таки Шерлок не позволял Джону подойти поближе и увидеть прыжок целиком?"
Я отвечала на это, что уж Джон-то знает, что Шерлок ничего просто так не делает. И что именно Джон может догадаться, что тут что-то не так. И невольно выдать тем самым себя и Шерлока снайперу и другим наблюдателям Джима.
Казалось бы, все логично, да? Снайпер наблюдает за Джоном... а, кстати, где у нас снайпер? Где же он сидит? И что конкретно может видеть со своего места?
Я не первая, кто пытался вычислить снайпера. Но, судя по тому, что мы видим на экране, снайпер сидит аж в трех разных местах одновременно. То у нас за окном чуть ли не лес дремучий.
sc.aithine.org/sherlock/203/24/sherlock-203-232...
sc.aithine.org/sherlock/203/24/sherlock-203-233...
То внезапно глухая кирпичная стена.
sc.aithine.org/sherlock/203/24/sherlock-203-233...
То вдруг выясняется, что сидит снайпер прямо напротив Бартса, и обзор прыжка у него идеальный - от крыши до тротуара.
Но лестница одна и та же. И окно одно и то же. А за окном - три разных пейзажа.
Ну, подумал народ, подумал, списал все на кинематографическую условность и забыл.
Как оказалось, зря. Потому что три картинки за окном - это три ключа. Просто надо найти место, откуда видно и то, и другое, и третье.
Итак... начнем с третьего вида за окном. Так будет проще.
Снайпер через прицел наблюдает за Джоном. И мы видим то, что видит снайпер. Сначала Джона. А затем винтовка поднимается вверх и прицел скользит по окнам первого
sc.aithine.org/sherlock/203/26/sherlock-203-250...
и второго этажа.
sc.aithine.org/sherlock/203/26/sherlock-203-250...
Судя по углу, под которым видны окна, они чуть-чуть правее снайпера, а высота, на которой снайпер находится, соответствует второму этажу Бартса.
Напротив Бартса находится старое здание из красного кирпича. Второй этаж Бартса находится на уровне третьего этажа этого здания. Если смотреть с улицы, нам по форме и расположению подойдут два правых окна третьего этажа этого здания. Учитывая лестницу, по которой поднимался снайпер, окончательно локализуем нужное окно. Это, если смотреть с улицы, крайнее правое окно на третьем этаже.
При поиске я пользовалась интерактивными гугль-картами Лондона. Будем пользоваться ими и впредь.
Итак, окно мы вроде бы нашли. Но как же еще два вида за окном? Очень просто. Стену Бартса мы видим, если смотрим чуть вправо. А вот прямо напротив окна у нас... Если смотреть в окно снизу, видна крона высокого раскидистого дерева между корпусом и воротами Бартса.
А если смотреть сверху, отлично виден кусок стены одноэтажного здания "неотложки" из красного кирпича примерно от угла и до ближайшего широкого окна. Через окно под этим ракурсом стена кажется монолитной и высокой, но это не так. Вверху видна крыша. Внизу - бордюрчик. Маленькое окошко замаскировано переплетом окна, еще какие-то детали - солнечным бликом.
В общем, нас слегка потроллили. И потроллили намеренно. Потому что на самом деле детали кирпичной стены всеми этими переплетами и лестничными стойками полностью не маскируются, для этого их надо чуть-чуть сместить. Но, видимо, создателям очень хотелось замаскировать стену, создать для зрителей обманчивое впечатление монолитной, и они ее слегка подретушировали. И вот это как раз можно списать на кинематографическую условность. Но как бы ее ни маскировали, стена все равно та самая, в чем можно убедиться.
Итак, место расположения снайпера мы нашли. Но это мы. Нашел ли его Шерлок? Разумеется. Он нашел его, потому что искал.
Вспоминаем Рейхенбах, сцену на крыше. Вот Джим пожимает руку Шерлока, вот произносит формулу спасения друзей Шерлока. И вдруг выхватывает пистолет и стреляется. Левой рукой выхватывает. При этом правой он крепко сжимает правую руку Шерлока, видимо, дя того, чтобы тот не успел ему помешать.
В первый момент Шерлок ошеломлен. Проходит мгновение, и он понимает, что все это значит для него. Он проиграл. Джим мертв (и, очевидно, как-то позаботился о том, чтобы наблюдатели и стрелки об этом узнали), и друзей Шерлока вот-вот убьют. Даже если он прямо сейчас прыгнет и разобьется, он, возможно, уже опоздал. Одновременно Шерлок понимает - даже не понимает, а чувствует (а чувство - это что-то новое для него), что Джим осуществил, наконец, свою угрозу ("Я сожгу тебя. Я выжгу тебе сердце, можешь не сомневаться"). Оказывается, если у тебя есть сердце и кто-то его тебе сжигает - это очень больно.
Многие замечали, что после выстрела Джима Шерлок ведет себя как-то странно. И объясняли это по-разному. Вплоть до того, что это часть подготовки к прыжку. Пакеты с кровью, ампулы в нос...
Нет, тут все намного проще. Шерлок совершает эти движения, потому что ему больно. Он стонет, он хватается за голову, он произносит со стоном "Нет!", он вытирает нос - потому что слезы, настоящие непритворные слезы уже на подходе. Боль сильна, и чувства выдают себя через тело. Нормальная человеческая реакция.
Моффисы дали нам подсказку в интервью. Дескать, Шерлок где-то там не в характере, и это ключ к разгадке Рейхенбаха.
И ведь так оно и есть. Для него "не в характере" - это вести себя как обычный человек. Дать волю чувствам. Не гневу или раздражению (о, вот этого добра мы наблюдали предостаточно!) - а таким вот "сантиментам".
Но Шерлок, ведя себя как обычный человек, не перестает быть Шерлоком. Чувства чувствами, а мозг - эта совершенная вычислительная машина - продолжает работать даже в этих условиях. Он просчитывает варианты. На случай, если еще не все потеряно. Если стрелки по каким-то причинам еще не выполнили заказ.
И главное, что надо понять: жив ли еще Джон? Дальнейшие действия Шерлока зависят от ответа на этот вопрос.
Поэтому он ищет снайпера. Расчет прост: если снайпер знает, что Джон вернется к Бартсу, то ему совершенно незачем гоняться за Джоном. Ему достаточно подождать у ворот Бартса, Джон придет туда сам. Шерлок прикидывает, откуда было бы удобно стрелять. Он ищет и, наконец, находит. На третьем этаже здания напротив приоткрывается окно.
Шерлок избегает смотреть в сторону снайпера. Он может позволить себе лишь скользящий взгляд.
sc.aithine.org/sherlock/203/24/sherlock-203-236...
Но, найдя стрелка, он встает на край крыши. Ему очень важно быть у снайпера на виду.
К площади перед Бартсом подъезжает такси, и оттуда выходит Джон - живой и невредимый. Пока еще живой и невредимый. И ничего не подозревающий.
Еще один пунктик из дьявольского плана Джима: если Шерлок замедлит с прыжком, Джон должен быть убит прямо на глазах Шерлока. И Шерлок ничего не сможет с этим сделать. Только наблюдать, как убивают его друга. "Я выжгу тебе сердце!", да, это именно оно.
Шерлок звонит Джону. И это вторая вещь не в его характере, которую он делает. Он предпочитает смс, помните? Но Джона надо остановить прямо сейчас.
Итак, Джон выходит из такси и стремительно направляется к воротам Бартса, одновременно отвечая на звонок.
John. Hello? (Алло?)
Sherlock. John. (Джон.)
John. Hey, Sherlock. Are you OK? (Ничего не случилось?)
Sherlock. Turn around and walk back the way you came. (Повернись и иди туда, откуда пришел.)
John. I'm coming in. (И не подумаю.)
Sherlock. Just do as I ask! Please. (Сделай то, о чем я прошу! Пожалуйста.)
John. Where? (Куда?)
Sherlock. Stop there. (Остановись там.)
За время этого короткого разговора Джон успевает обойти одноэтажное здание и приблизиться к воротам Бартса.
sc.aithine.org/sherlock/203/24/sherlock-203-236...
sc.aithine.org/sherlock/203/24/sherlock-203-236...
И тем самым попасть под прицел снайпера. Но выстрелить снайпер не успевает. Джон возвращается обратно, в зону безопасности, в "слепую зону" для снайпера. Снайпер может его видеть, но целиться ему неудобно, поэтому он ждет.
Интересный момент разговора. Джон не сразу подчиняется приказу Шерлока, но моментально реагирует на его просьбу. От Шерлока нечасто можно услышать "пожалуйста". Это слово - второй тревожный сигнал для Джона. Первым таким сигналом был сам факт звонка. Происходит что-то нехорошее, Джон это понимает, но еще не понимает, что именно.
Ну и дальше странный разговор о признании и прощении, смысл которого я разъясню в другом посте.
Пока происходит этот совершенно безумный разговор, Джон продолжает стоять на месте. В относительно безопасном для себя месте.
sc.aithine.org/sherlock/203/24/sherlock-203-237...
Посмотрим с этого места на окно стрелка.
Стрелять оттуда, в принципе, можно, но неудобно, из-за этого велика вероятность промаха.
Обратите внимание, угол между направлением выстрела и плоскостью стены составляет примерно 60 градусов. Вдоль стены стрелять и правда очень неудобно.
sc.aithine.org/sherlock/203/24/sherlock-203-233...
Безумный разговор между Джоном и Шерлоком не может длиться бесконечно. Джон, наконец, теряет терпение и снова делает попытку подойти к Бартсу. И, конечно, снова рискует попасть под прицел.
- Стой! Не двигайся! Не отводи от меня взгляд!
Шерлок делает последнюю попытку спасти друга. Он даже плачет от отчаяния, что может не успеть.
Джон останавливается.
Шерлок излагает последнюю просьбу, прощается с Джоном, избавляется от телефона и прыгает.
Джон наблюдает падение. И пока он на это смотрит, он не двигается с места. С безопасного места.
Шерлок неподвижно лежит на тротуаре. Он прыгнул, он упал, он разбился. Условие для отзыва убийц, для отмены заказа выполнено. Но снайпер об этом еще не знает. Он ничего не видел и не слышал. На крышу он не смотрел, а Шерлок падал молча. Снайпер делает то, ради чего пришел. Он ждет, когда Джон снова попадет в прицел.
Справившись с первым шоком, Джон спешит к месту падения. И, конечно, у снайпера снова появляется шанс на меткий выстрел. Он прицеливается... и тут возникает неожиданная помеха. Джона загораживает, а затем сбивает велосипедист.
sc.aithine.org/sherlock/203/25/sherlock-203-244...
Случайный это велосипедист или нет, я не знаю. Но, сбив Джона, он спасает ему жизнь. Джон падает примерно вот на этом месте.
Из окна, где сидит снайпер, стоящий на этом месте человек виден, а лежащий уже нет.
Какое-то время Джон пытается встать. Снайпер не видит его и снова ищет. И в это время начинается какая-то суета. Из ворот госпиталя выскакивают люди и куда-то спешат. Снайпер замечает это и проверяет. Так и есть. Человек, стоявший до этого на крыше, теперь лежит на тротуаре, и это к нему бегут медики. Снайперу надо убедиться, выполнено ли условие для отзыва. Если лежащий на тротуаре человек еще жив, то нет. Для него пока все неопределенно, и он ждет. Люди окружают тело все более плотным кольцом, что там происходит, непонятно. Через какое-то время к группе присоединяется и Джон. Снайпер снова берет Джона на прицел. Чисто формально он волен решить сам, стрелять в Джона или нет. Но кто-то все время загораживает Джона, и снайпер снова медлит.
sc.aithine.org/sherlock/203/25/sherlock-203-247...
sc.aithine.org/sherlock/203/25/sherlock-203-248...
Наконец, парамедики увозят тело. По-прежнему непонятно, куда. Определить это можно только по реакции Джона. Но Джон не спешит внутрь госпиталя. Он остается снаружи. Он явно подавлен и потрясен.
sc.aithine.org/sherlock/203/26/sherlock-203-250...
Значит, упавший человек мертв. Условие для отзыва заказа выполнено.
И снайпер, так и не сделав ни одного выстрела, собирает винтовку и уходит.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Что нам дает знание о точном расположении снайпера?
Очень много, на самом деле.
читать дальшеШерлока совершенно не заботило, что там увидит или не увидит Джон, наблюдая его падение. Шерлоку нужно было, чтобы Джон остался жив. Ради этого он и держал его подальше от ворот. Подальше от ворот и поближе к противоположному зданию.
И что это значит? А это значит: никаких приготовлений к прыжку не было. Шерлок предполагал, что может умереть, но прыгать он не собирался. А если не собирался, то и соломку никакую не стелил.
Разговор с Джоном имел несколько целей.
1) Удержать Джона на месте и не допустить, чтобы Джон был убит.
2) Передать важное послание нужному адресату, используя Джона ("Скажи всем, кто захочет слушать тебя!"). Передать послание непосредственно адресату Шерлок уже не успевал, а выживет он или нет, он наверняка не знал, поэтому пришлось так, через изумленного и ничего не понимающего посредника. Послание было зашифровано, поэтому оно и кажется маловразумительным. И адресат - будьте уверены - это послание получил и все понял правильно. Но об этом я напишу отдельный пост.
3) Попрощаться с другом. Да, сантименты. Но они показывают, насколько все было серьезно.
Какой цели не было у разговора? Дождаться, когда закончатся приготовления к прыжку - этой цели, повторяю, не было. Потому что не было приготовлений.
А был счастливый случай. Тот самый шанс, который неожиданно подвернулся. Грузовичок с сетчатыми бортиками и навыки Шерлока в паркуре (погоню за такси в "Этюде в розовых тонах" помним, да?) - то самое счастливое стечение обстоятельств, которое его и спасло. Не будь грузовика, Шерлок, возможно, воспользовался бы автобусом, если бы автобус подъехал (все-таки высота даблдекера 4 с лишним метра, и разбить прыжок на два с промежуточным торможением на краю крыши автобуса стоило хотя бы попытаться; а травмы были бы в любом случае). Ну а если и автобуса бы не случилось, прыгнул бы так. За ним был выбор: увидеть, как убивают Джона или самому погибнуть на его глазах. Он и выбрал.
Да, я жестокий человек, я знаю...
UPD от 23.12.2013.
Господа гости и мимопроходящие.
Хотите новенькое по теме - нажмите на тег (тему) и будет вам счастье.
Не сегодня-завтра опубликую, наконец, разбор полета. Никаких теорий - просто разбор полета. Ага, того самого. Как летел, что происходило, с чем столкнулся, что произошло во время столкновения, почему после падения лежат в такой позе, почему вообще лежит именно там, где лежит, и какие повреждения получил (что он жив, мы и так знаем).
UPD от 01.01.2014
Прочитали? А теперь сюда:
0601.diary.ru/p194358385.htm
Там нет ответа на вопрос, как он в действительности выжил. Но есть ответ на вопрос, как он мог выжить.
Более того, если не вносить в кадр ничего из того, чего нам не показали (никаких спрятанных в кустах роялей), то, кажется, это единственное разумное объяснение произошедшего. Заранее прошу прощения за обилие цифр и физических терминов, но, поверьте, это я еще сокращала.
Иду по следу. Каждый охотник желает знать... Снайпер Джона
Все началось с вопросов, которые задавал себе каждый, кто пытался разгадать "загадку Рейхенбаха".
Почему Шерлок, стоя на крыше, потребовал, чтобы Джон вернулся назад?
Почему, когда Джон сделал вторую попытку приблизиться к Бартсу, Шерлок потребовал, чтобы Джон остановился и не двигался?
Зачем Шерлок заставил Джона пристально наблюдать за своим падением?
И откуда, в конце концов, взялся этот велосипедист и зачем он сбил (=задержал) Джона уже после падения Шерлока?
читать дальше
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Что нам дает знание о точном расположении снайпера?
Очень много, на самом деле.
читать дальше
UPD от 23.12.2013.
Господа гости и мимопроходящие.
Хотите новенькое по теме - нажмите на тег (тему) и будет вам счастье.
Не сегодня-завтра опубликую, наконец, разбор полета. Никаких теорий - просто разбор полета. Ага, того самого. Как летел, что происходило, с чем столкнулся, что произошло во время столкновения, почему после падения лежат в такой позе, почему вообще лежит именно там, где лежит, и какие повреждения получил (что он жив, мы и так знаем).
UPD от 01.01.2014
Прочитали? А теперь сюда:
0601.diary.ru/p194358385.htm
Там нет ответа на вопрос, как он в действительности выжил. Но есть ответ на вопрос, как он мог выжить.
Более того, если не вносить в кадр ничего из того, чего нам не показали (никаких спрятанных в кустах роялей), то, кажется, это единственное разумное объяснение произошедшего. Заранее прошу прощения за обилие цифр и физических терминов, но, поверьте, это я еще сокращала.
Почему Шерлок, стоя на крыше, потребовал, чтобы Джон вернулся назад?
Почему, когда Джон сделал вторую попытку приблизиться к Бартсу, Шерлок потребовал, чтобы Джон остановился и не двигался?
Зачем Шерлок заставил Джона пристально наблюдать за своим падением?
И откуда, в конце концов, взялся этот велосипедист и зачем он сбил (=задержал) Джона уже после падения Шерлока?
читать дальше
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Что нам дает знание о точном расположении снайпера?
Очень много, на самом деле.
читать дальше
UPD от 23.12.2013.
Господа гости и мимопроходящие.
Хотите новенькое по теме - нажмите на тег (тему) и будет вам счастье.
Не сегодня-завтра опубликую, наконец, разбор полета. Никаких теорий - просто разбор полета. Ага, того самого. Как летел, что происходило, с чем столкнулся, что произошло во время столкновения, почему после падения лежат в такой позе, почему вообще лежит именно там, где лежит, и какие повреждения получил (что он жив, мы и так знаем).
UPD от 01.01.2014
Прочитали? А теперь сюда:
0601.diary.ru/p194358385.htm
Там нет ответа на вопрос, как он в действительности выжил. Но есть ответ на вопрос, как он мог выжить.
Более того, если не вносить в кадр ничего из того, чего нам не показали (никаких спрятанных в кустах роялей), то, кажется, это единственное разумное объяснение произошедшего. Заранее прошу прощения за обилие цифр и физических терминов, но, поверьте, это я еще сокращала.