В тех секторах руфандома, где я бываю, сейчас идет обсуждение того убийства, которое совершил Шерлок. Кто-то считает, что не было другого выхода. Кто-то - что убийство всегда убийство, и герой перестал быть героем, и он обязан был найти другой выход.
читать дальшеБесспорно, что в безвыходную ситуацию Шерлок сам себя загнал. Прежде всего - своей клятвой, которую изо всех сил пытался исполнить. "Буду защищать вас, что бы ни случилось". А случилось как раз много чего. Мэри оказалась не тем человеком, за кого себя выдавала. Сам Шерлок пострадал от ее руки. Довольно серьезные обстоятельства, чтобы отречься от клятвы, нет? Но клятва есть клятва, она дана, и ее надо выполнять. Независимо от внешних обстоятельств, какими бы они ни были, и какую бы цену ни пришлось платить.
Именно это Шерлок и выбирает - верность собственной клятве и защиту тех, кого он поклялся защищать.
С Магнуссеном у Шерлока был прокол за проколом. Ему не удалось обмануть этого человека: в наркотическую зависимость Магнуссен не поверил. В то, что Шерлок употребляет наркотики, он поверил, а в зависимость - нет. Шерлоку не удалось выступить посредником в деле леди Смоллвуд, Магнуссен просто проигнорировал все, что Шерлок предложил. Шерлоку не удалось добыть письма - выстрел Мэри помешал сделать это. Шерлок не преуспел и в поисках настоящего местоположения Эпплдора: ни очки, ни подвалы резиденции Магнуссена настоящим хранилищем информации не являлись. Даже продать брата в обмен на безопасность Мэри не удалось.
Короче, Шерлок проиграл по всем статьям. Если с Джимом шла игра с переменным успехом, то с Магнуссеном все раунды были заведомо проигрышными. Если Джим устанавливал правила, которых сам хоть какое-то время придерживался (потом мог и поменять), то Магнуссен, кажется, вовсе не признает никаких правил. Нет, он скрупулезно соблюдает закон, и потому не уязвим. Он может нарушить какие-то общие договоренности между людьми, не зафиксированные на бумаге, но нарушением закона это не является, именно потому, что относится к сфере устных договоренностей.
Что же погубило его? Пожалуй, вера в свою неуязвимость. Вера в то, что он может все заранее предусмотреть. Уверенность, что случайность - это то, что он может организовать для других (ах, случайно просочилась информация... жалость-то какая), но ему самому "несчастный случай" никто организовать не осмелится. А ведь он получил урок: Мэри доказала ему, что он далеко не все способен контролировать, и даже его крепость с 14-ю уровнями защиты уязвима (а вот это ему доказала не только Мэри, но и Шерлок). Урок усвоен не был.
Когда Магнуссен продемонстрировал Шерлоку все его просчеты, Шерлок на какое-то время как бы выключился из внешнего мира и реального времени. Мы это видим. Чем он занимался? Ушел в свои чертоги разума, советовался с теми, кто там у него обитает? Вполне вероятно. Искал выход, просчитывал варианты и их последствия. Рассмотрел все, что мог. Убедился, что хорошего выхода нет, все плохие, в каждом случае кто-то обязательно пострадает. Чем-то и кем-то все равно придется жертвовать. Значит, надо как-то минимизировать ущерб. Наконец, он принял решение. Найденный выход защищал Мэри и Джона и с головой подставлял Шерлока. И если он подставлял только Шерлока и никого больше - это даже можно считать хорошим выходом в заданных условиях. Решение было принято.
Собственно, он сделал то, за чем пришел. Он пришел изъять и уничтожить всю информацию о Мэри. Дело леди Смоллвуд он проиграл (мы видели газету, где на первой полосе была статья о самоубийстве лорда Смоллвуда), так что речь шла только о Мэри.
Оказалось, что с информацией все не так-то просто. Информация о Мэри неотделима от всей остальной информации о всех остальных людях. И она не отделима от носителя информации. И от того, кто информацией владеет, тоже неотделима.
Обычно в таких случаях остается возможность заключить договор. Сделку. Я даю вам то-то, а вы обещаете мне никогда и никому этого не разглашать. В случае нарушения - такие-то санкции. Подписали (или устно договорились) - разошлись.
Проблема в том, что Магнуссен - не тот человек, с которым можно договориться о таких вещах. Он не идет на такие сделки. У него есть цель, он к ней движется. Британия - испытательный полигон. Получится здесь - попробует в настоящей стране (интересно, что он считает "настоящей страной", если даже Британия для него ненастоящая?).
Итак, изъять информацию нельзя, договориться с ее владельцем нельзя. Значит, Мэри всегда будет в опасности. Какой выход?
А выхода, собственно, два. Нераспространение информации достигается в таком случае двумя путями: полная изоляция носителя от внешнего мира либо уничтожение носителя - и тогда информация гарантированно будет уничтожена.
Можно ли было изолировать Магнуссена, не убивая его? Ну, если бы этим занялся Майкрофт, у него бы, возможно, получилось. Хотя был бы международный скандал: исчезновение влиятельного иностранного подданного трудно не заметить. И Майкрофт, как мы знаем, на такое бы не пошел.
Вот и остался у нас единственный выход...
К этому выводу Шерлок наверняка пришел, еще стоя рядом с входом в несуществующие подвалы Эпплдора. И раз он после этого сдвинулся с места и направился к выходу из здания - значит, решение к тому моменту уже было принято. Пока он шел к выходу, пока выходил на улицу, пока стоял, наблюдая за игрой Магнуссена, пока ожидал вертолет, он раздумывал над следующим этапом: как осуществить убийство с наименьшими для Джона и Мэри (и, возможно, для Майкрофта) потерями. Наверняка он много бы дал за случайную гибель Магнуссена (цель достигнута, никто не виноват), но вероятность этой случайности ничтожна.
И все же Шерлок пытается организовать именно случайность. Поступок психа-одиночки, совершенный под влиянием момента, мало чем отличается от стихии и случайности. Именно так он и пытается представить свое спланированное за несколько минут убийство. Конечно, Майкрофта не обмануть, но для всех остальных это выглядело именно так.
Кстати о Майкрофте. Все обратили внимание на то, что он говорит, сидя в вертолете, и, главное, как он это говорит? "Шерлок Холмс и Джон Уотсон, отойдите от этого человека!" Майкрофт не знает, на чью резиденцию прилетел? Знает отлично. Но по имени не называет. Магнуссен кричит: "Я в порядке, они безобидны!" И все-таки: кого от кого защищает Майкрофт? Кто из троих представляет угрозу и для кого?
Очень неоднозначная сцена.
Будь у него больше времени, нашел бы Шерлок другой выход? Не думаю. То есть, другие выходы были, но все плохие.
Теперь насчет способности Шерлока к убийству. Да, он способен. И преимущественно как раз под влиянием момента.
Его поступок по отношению к подстреленному таксисту.
Его разговор с Джимом в бассейне: "А если я тебя застрелю прямо сейчас? Я ведь могу".
Сцена на крыше: когда он хватает Джима и держит его над краем: "Ты сумасшедший!"
Рассказ на свадьбе о том, как он планировал убийства друзей.
Нападение на Майкрофта: "Неразумно угрожать мне, когда я под дозой".
Просто до сих пор все обходилось, обстоятельства позволяли избежать убийства.
А в этот раз не получилось.
Меня все-таки спровоцировали на это
В тех секторах руфандома, где я бываю, сейчас идет обсуждение того убийства, которое совершил Шерлок. Кто-то считает, что не было другого выхода. Кто-то - что убийство всегда убийство, и герой перестал быть героем, и он обязан был найти другой выход.
читать дальше
читать дальше