I believe in Steve Thompson
Пока только - материалы.
По Янусу, ага.
Многозначный бог оказался. Даже чересчур.
Похоже, Джим действительно всеми путями добивался, чтобы Шерлок занял его место. В том или ином смысле - но занял. Легенда о двойниках тут тоже работает отлично.
Янус
Содержание статьи по вышеприведенной ссылке — лат. Janus, Janus Pater < janus — крытый проход; ianua, janua — «двери», «ворота»
В римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: «отпирающий» и «запирающий») и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека[1]). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царем Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Его праздник — агонии справлялся 9 января в жилище царя-регии[2], а жрецом его был заменявший царя «царь священнодействий» (rex sacrorum), возглавлявший иерархию римских жрецов. Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет двойной" (Geminus). Так же называлась и посвящённая Янусу царём Нумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравшаяся на колонны, образуя ворота, которые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира[3]. Янус считался также богом договоров, союзов (напр., союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома[4], а также тем, что он знает и прошлое, и будущее[5]. В песне салиев Янус именовался «богом богов» и «добрым создателем»[6]. Впоследствии он трактовался как «мир» — mundus[7], как первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось[8]. Возможно, что то были отголоски некогда существовавшего мифа о Янусе как творце мира. В пользу этого предположения свидетельствует древность песни салиев, высокое положение жреца Януса и то обстоятельство, что у других народов имелись древнейшие двуликие боги неба, мыслившегося как металлический свод, подобный арке Януса. Об этом же говорит связь Януса с Квирином; Янусу-Квирину якобы воздвиг храм Нума Помпилий, он же призывался фециалами при объявлении войны[9], что могло знаменовать не только связь мира и войны, но и космического и земного порядка, олицетворённого в римской общине. Культ Януса в массах распространения не получил (что тоже обычно для древнейших космических богов-демиургов).
Самая загадочная фигура римско-италийского пантеона. Один из древнейших богов-индигетов, занимавший, вместе с Вестой, выдающееся место в римском ритуале. В греческом пантеоне соответствия не имеет.
Функция стража ворот и двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно увидеть сходство в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Совершенно независимо от романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями: одно черное (негроидное), другое — белое.
В своей книге «Золотая ветвь» Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубравах Неми. Ему служил жрец, чьё достоинство приравнивалось к королевскому. Жрец должен был днем и ночью охранять священный дуб — тот, кому удавалось отломить его ветку, получал право убить жреца и занять его место. Ритуальное убийство жреца в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в череду культов вегетации, главная идея которых — победа юного бога весны над зимой. Здесь же основа мистериальных культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. По Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, заключающегося в смерти и сменяющего её воскресения. В древней италийской мифологии известно обручение Диануса и Дианы — богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает этих богов идентичными, как идентичны Юнона и Диана.
Но мнения о сути религиозного представления, воплощенного в Янусе расходились уже в древности:
Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в нём божество входа и выхода.
Другие полагали, что он олицетворяет собою хаос (Janus =Hianus), воздух или небесный свод.
Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца[10].
Сейчас Януса, отождествляется с лат. ianus — дверь, дверной проход. Характеризуется как бог двери, свода, арки, прохода; страж входов и выходов в жилых домов и городских ворот; бог порогов и всякого начала. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение: для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха задуманного, первый шаг определял все остальные. Человек, начиная новое, проходит через ворота в другую реальность, — это касается как перемещения во времени и пространстве, так и путешествия душ.
С именем Януса связано большое число этиологических сказаний. Например, он считается первым доисторическим царем Лация, жившим на холме, получившем от него имя Яникул.
Ему, как и Сатурну, приписывались самые различные деяния:
он принимал участие в сотворении мира;
его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага[11];
научил людей
— кораблестроению,
— чеканке монет,
— возделыванию земли и выращиванию овощей (агрономии);
— упорядоченному ведению жизни;
— считался богом договоров, союзов; сева и жатвы.
В близком отношении к Яyece стояли божества Mater Matuta и Портун.
Первоначально — божественный привратник, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий).
Подобно государственному очагу Весты (В противоположность очагам частных домов на римском форуме существовал государственный очаг — Vesta populi Romani Quirinus.) существовала входная дверь, т. н. Janus Quirinus, ведшая в атриум государства — на римский форум. Это древнейшее местопребывание (возможно, святилище) Януса в северной части форума, состояло из двух сводов, соединенных стенами, так что они образовывали крытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого бога. По преданию, арка двуликого Януса сооружена Нумою Помпилием как показательницей мира и войны (index pacis bellique)[12]: в мирное время арка запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми[13]. Военные обозы отправлялись от священного Храма врат (Janus geminus)…
Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. mitium — вход и начало), то Янус считался покровителем всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении (слова).
Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия;
первый праздник римского религиозного года был установлен в честь Я.;
в периоде дня Янусу был посвящен утренний час (отсюда эпитет бога — Matutinus),
в периоде месяца — календы (первое число),
в периоде 12-месячного года — первый месяц, названный по имени Я. январем (Januarius)[14].
Он охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия (Janus Conservus), и стоит во главе богов-покровителей человека, ведущих его с момента зачатия до рождения.
Близкое отношение к понятиям времясчисления привело к представлению о нём как о божестве, управляющем движением года и вообще времени. Некоторые статуи его выражали эту идею в расположении ручных пальцев, при чем пальцы правой руки изображали число ССС (то есть 300), а пальцы левой руки — число LХV (=65), то есть пальцы обеих рук, в таком их положении, показывали число 365 дней года. (с 365-ю пальцами…) .
Как бог всякого начала, он древнейший и первый из римских богов, но не в космогоническом смысле, а в отвлеченном значении этого слова.
Специальным жрецом его был Rex sacrorum, занимавший в Иерархии римского жречества первое место.
По свидетельству Варрона, Янусу было посвящено двенадцать алтарей, по числу месяцев года.
В разных частях города возвышалось несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на форум.
В древнейшее время собственных святилищ Януса не было, если не считать упомянутой арки на форуме.
Первый храм о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г. до н. э.). Когда император Август предпринял восстановление храма, древняя статуя была заменена привезенным из Египта изображением двуликого Гермеса, работы Скопаса.
При Домициане было сооружено святилище т. н. Четырехлицевого Януса, изображение которого было привезено в Рим из Фалерии еще в 240 г., по взятии города римлянами.
О существовании культа вне Рима не имеется никаких сведений.
Иконография
Изначально его атрибутами служили ключ и оружие (жезл) привратника — палка для непрошенных гостей.
Позднее (под влиянием греческого религиозного искусства ???) он стал изображать двуликим (geminus — «двойной») с лицами, обращенными в противоположные стороны. Эту двуликость объясняли тем, что:
двери ведут и внутрь, и вовне дома;
Янус знает и прошлое, и будущее;
он видит оба пути одновременно.
Как бога порога встречается у входа многих римских домов и у городских ворот. Он должен отпугивать чужаков и демонов, но также приглашать приятных гостей, потому Янус не имеет демонических черт (как другие стражи ворот): он выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой — дружелюбие и мудрость.
Древнейшее изображение сохранилось на ассах первой римской чеканки: бородатая двуликая голова[15].
Голова Януса нередко венчалась римским «термином» [лат. terminus — предел, граница] — колонной, отмечающей границы собственности.
Современность
Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом:
символ любого противоречия
внешнее и внутреннее,
душа и тело,
миф и разум,
правое и левое,
консервативное и прогрессивное,
материя и антиматерия,
«вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение».
Максимальное наполнение этот образ находит, когда ему приписывается еще и двуполость.
Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удается представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено, подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Зона, о котором говорит Кроули в «Книге Тота», а в картах Тарот так рисуют дурака.
(Социальный символ) Можно рассматривать как общественно-политическую тенденцию, которая предпочитает оглядываться назад и учитывать традицию, чтобы сделать более обоснованным и уверенным свое поведение в будущем … убедительное отражение такая тенденция находит в европейском регионализме, в котором преобладают экологическое и молодежное движения… В экологическом движении ФРГ оказались плечом к плечу представители консервативного и левоанархистского лагеря — очень редкое явление для социальной и духовной истории Германии.
Остатки традиционной культуры (индейской или крестьянской) обречены на вымирание, если не будут подпитаны энергией молодежного движения. Двухголовый Янус мог бы стать символом такого синтеза.
Основные значения:
00-03-533-000.jpg
Содержание
1 Иконография
2 Современность
3 Основные значения:
4 Эмблематика
5 Ad Vocem
6 Черновые материалы
7 Литература
8 Иллюстрации
9 Примечания и комментарии
См. также:
Индигеты
Эмблематика
В эпоху Ренессанса — символ прошлого и будущего в аллегориях Времени.
В этом смысле Пуссен представляет его как границу.
В начале пространной аллегории человеческой жизни, передаёт Мойрам горсть шерсти (Джордано, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция).
Атрибуты:
змея, свернувшаяся кольцом (античный символ вечности).
Голова Януса на кубе.
Символ незыблемой (куб) мудрости (Янус).
EMSI 8-15
Голова двуликого Януса.
Символ благоразумия.
«Пусть благоразумие будет руководителем твоего ума,
Смотри и вперед и назад».
EMSI 14-2
Ad Vocem
«В руках Януса — начало, в руках Юпитера — все». — Варрон.
Перен. «двуликий Янус»
— лицемерный человек,
— все двузначное, двусмысленное, двойственное,
— амбивалентное — позитивный и негативный аспекты действия (вещи).
Черновые материалы
Януса — бога, связывающего и отпускающего, изобретателя замков и бога инициации. Янус держит Ключи Власти, открывающие и закрывающие, а также ключ к двери, дающей доступ в область богов и людей, к дверям зимнего и летнего солнцестояния. наравне с палкой является атрибутом двуликого Януса, бога солнечных ворот, которые он открывает и закрывает во время солнцестояний; ключ выполняет также функцию проводника (палка), открывающего путь к посвящению. Эмблема из двух ключей, которая иногда располагается над сердцем, принадлежит Янусу[16].
Литература
Штаерман Е. М. // MNME
Roscher, «AusfuhrIiches Lexixon der Griechischeu und Romischen Mythologie» (II, стр. 15 и сл.) < MNME
Speyer, «Le dieu romain Janus» (в «Revue de l’histoire de religion», XXVI, 1892, стр. I — 47) < MNME
Wissowa, «Religion und Kultus der Romer» (Мюнхен, 1902 = Jw. Muller, «Handbuch der Klassischen Altertnmswissenschaft», т. V, отд. IV) < MNME
Anst, «Die Religion der Romer» (Мюнстер в Вестфалии, 1899) < MNME
Steading, «Griechische nnd RSmische Mythologie» (Лпц., 1897) < MNME
F. Benzitr: Janus und seine Deuter, Bremen 1930 < MNME
LA. Mac Kay: Janus, Berkeley 1956 < MNME
James George Frazer: Der goldene Zveig, Frankfun 1977 < MNME
Иллюстрации
Янус как личностная дуалистическая система. В. Картари, 1647 г.
Примечания и комментарии
↑ Serv. Verg. Aen. I 292
↑ Ovid. Fast. I 318
↑ Liv. I 19, 2
↑ Ovid. Fast. I 135
↑ Macrob. Sat. I 9, 7
↑ I 9, 14-18
↑ Serv. Verg. Aen. VII 610; Macrob. Sat. I 7, 18-28
↑ Ovid. Fast. I 104 след.
↑ Liv. I 32, 12
↑ Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе. [bref]
↑ Это напоминает индийского Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры — Добра и Зла.
↑ Согласно завещанию царя.
↑ Сомнительно, чтобы этот обряд был древний; но в последние годы республики он соблюдался, и Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до Р. Xр.; во второй раз — по окончании войны с кантабрами в 25 г. до Р. Хр.; в третий раз — по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Хр.). [bref]
↑ По реформе календаря Ю. Цезаря.
↑ По мнению Виссовы, рисунок был создан специально для первых медных монет, представлявших притом же единицу ценности.
↑ Керл — 4
UPD.
Еще один бог, имеющий отношение к нашему криминальному гению.
Гермес
содержание статьи Гермес
греч. Ermns
В греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, Г. — сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рожденный ею в Аркадии в пещере Киллены (Hymn. Ноm. III 1-5). Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Г. указывает его имя, понимаемое как производное от греч. erma — груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками (Plat. Hipp. 228d-229a), фетишами — охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. «привратный» «Пропилей») (Paus. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством (Thuc. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл средоточие магической силы (Ноm. Od. V 44-50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мертвых (Ноm. Od. XXIV 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведет богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса (Eur. Andr. 274—287). Г. — вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Г. насылает на людей сны с помощью своего жезла (Hymn. Ноm. III 14). Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле — матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи (Apollod. I 9, 1). Основателю Фив Амфиону Г. вручает лиру, и с ее помощью герой строит стены города (III 5, 5); Персею он вручает меч для убийства Медузы (II 4, 2); Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки (Ноm. Od. X 227—306); Г. спас бога Ареса от козней Алоадов. Г. охраняет героев во время странствий (Ноm. Il. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла (XXIV 339—447), причем здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы (Hymn. Hom III 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона дается в гомеровском «Гимне Гермесу» (III 68-94). Г. обучил плутовству своего сына Автолика — деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея — результат наследственности, полученной от божественного предка (Ноm. Od. XIX 394—398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Г. ловко убил одного из гигантов (Apollod. I 6, 2).
Функция Г. как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой (Hes. Theog. 444), вторична (ср. Пан — сын Г. — бог стад). Г. и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Г.) найдя черепаху, Г. впервые изготовил из ее панциря семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров (Hymn Hom. III 413—502). В придачу Г. вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания (Apollod. III 10, 2). В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвящённым) сочинения.
Г. почитался на анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших. В римской мифологии почитался под именем Меркурия — покровителя торговли.
Лит.: Radermacher L., Der homerische Hermeshymnus. Erlдutert und untersucht, W., 1931; Raingeard P., Hermиs psychalogue. Essai sur les origines du culte d’Hermиs, P., 1935; Kerйnyi K., Hermes der Seelenfьhrer, Z., 1944; Brown O. N., Hermes — the thief, Madison, 1947; Moorsel G. v., The mysteries of Hermes Trismegistus, Utrecht, 1955.
А. A. Taxo-Гoди
Среди дошедших до нас произведений античной пластики: статуя «Г. с младенцем Дионисом» Праксителя (см. рис.). «Г.» Поликлета известен в нескольких репликах, «Отдыхающий Г.» Лисиппа — в римской копии; известны также т. н. «Г. Лудовизи», «Г. Фарнезе», «Г. из Бельведера» и др.; в числе герм — пергамская копия произведения Алкамена; среди рельефов — «Г. и хариты». Под влиянием античных изображений Г. с ягнёнком на плечах в раннехристианском искусстве сформировался иконографический тип «доброго пастыря». В средневековых книжных иллюстрациях Г. изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты). Иногда Г. изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Г. — проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля «Г. вводит Психею на Олимп»), посланец богов (статуя «Меркурий» Джамболонья), миротворец (картина П. П. Рубенса «Примирение Марии Медичи со своим сыном») и др. Г. изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто «Меркурий и три грации»). В европейском искусстве 15-17 вв. особенно популярны сюжеты: «Меркурий обезглавливает Аргоса» (Рубенс, Я. Йорданс, Веласкес, Рембрандт и др.), «похищение Меркурием стад Адмета» (Доменикино, К. Лоррен и др.) и др. В искусстве 18 — нач. 19 вв. образ Г. находит воплощение главным образом в пластике (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.). См. рис.
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гермес, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 1921 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 294 Словарь)]
Еще: Меркурий
снова Меркурий
Гермес
Чем важен Гермес (Меркурий)? Он тоже упоминается в сериале, как и Янус. Хотя и не так явно.
По Янусу, ага.
Многозначный бог оказался. Даже чересчур.
Похоже, Джим действительно всеми путями добивался, чтобы Шерлок занял его место. В том или ином смысле - но занял. Легенда о двойниках тут тоже работает отлично.
Янус
Содержание статьи по вышеприведенной ссылке — лат. Janus, Janus Pater < janus — крытый проход; ianua, janua — «двери», «ворота»
В римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: «отпирающий» и «запирающий») и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека[1]). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царем Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Его праздник — агонии справлялся 9 января в жилище царя-регии[2], а жрецом его был заменявший царя «царь священнодействий» (rex sacrorum), возглавлявший иерархию римских жрецов. Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет двойной" (Geminus). Так же называлась и посвящённая Янусу царём Нумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравшаяся на колонны, образуя ворота, которые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира[3]. Янус считался также богом договоров, союзов (напр., союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома[4], а также тем, что он знает и прошлое, и будущее[5]. В песне салиев Янус именовался «богом богов» и «добрым создателем»[6]. Впоследствии он трактовался как «мир» — mundus[7], как первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось[8]. Возможно, что то были отголоски некогда существовавшего мифа о Янусе как творце мира. В пользу этого предположения свидетельствует древность песни салиев, высокое положение жреца Януса и то обстоятельство, что у других народов имелись древнейшие двуликие боги неба, мыслившегося как металлический свод, подобный арке Януса. Об этом же говорит связь Януса с Квирином; Янусу-Квирину якобы воздвиг храм Нума Помпилий, он же призывался фециалами при объявлении войны[9], что могло знаменовать не только связь мира и войны, но и космического и земного порядка, олицетворённого в римской общине. Культ Януса в массах распространения не получил (что тоже обычно для древнейших космических богов-демиургов).
Самая загадочная фигура римско-италийского пантеона. Один из древнейших богов-индигетов, занимавший, вместе с Вестой, выдающееся место в римском ритуале. В греческом пантеоне соответствия не имеет.
Функция стража ворот и двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно увидеть сходство в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Совершенно независимо от романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями: одно черное (негроидное), другое — белое.
В своей книге «Золотая ветвь» Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубравах Неми. Ему служил жрец, чьё достоинство приравнивалось к королевскому. Жрец должен был днем и ночью охранять священный дуб — тот, кому удавалось отломить его ветку, получал право убить жреца и занять его место. Ритуальное убийство жреца в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в череду культов вегетации, главная идея которых — победа юного бога весны над зимой. Здесь же основа мистериальных культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. По Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, заключающегося в смерти и сменяющего её воскресения. В древней италийской мифологии известно обручение Диануса и Дианы — богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает этих богов идентичными, как идентичны Юнона и Диана.
Но мнения о сути религиозного представления, воплощенного в Янусе расходились уже в древности:
Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в нём божество входа и выхода.
Другие полагали, что он олицетворяет собою хаос (Janus =Hianus), воздух или небесный свод.
Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца[10].
Сейчас Януса, отождествляется с лат. ianus — дверь, дверной проход. Характеризуется как бог двери, свода, арки, прохода; страж входов и выходов в жилых домов и городских ворот; бог порогов и всякого начала. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение: для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха задуманного, первый шаг определял все остальные. Человек, начиная новое, проходит через ворота в другую реальность, — это касается как перемещения во времени и пространстве, так и путешествия душ.
С именем Януса связано большое число этиологических сказаний. Например, он считается первым доисторическим царем Лация, жившим на холме, получившем от него имя Яникул.
Ему, как и Сатурну, приписывались самые различные деяния:
он принимал участие в сотворении мира;
его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага[11];
научил людей
— кораблестроению,
— чеканке монет,
— возделыванию земли и выращиванию овощей (агрономии);
— упорядоченному ведению жизни;
— считался богом договоров, союзов; сева и жатвы.
В близком отношении к Яyece стояли божества Mater Matuta и Портун.
Первоначально — божественный привратник, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий).
Подобно государственному очагу Весты (В противоположность очагам частных домов на римском форуме существовал государственный очаг — Vesta populi Romani Quirinus.) существовала входная дверь, т. н. Janus Quirinus, ведшая в атриум государства — на римский форум. Это древнейшее местопребывание (возможно, святилище) Януса в северной части форума, состояло из двух сводов, соединенных стенами, так что они образовывали крытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого бога. По преданию, арка двуликого Януса сооружена Нумою Помпилием как показательницей мира и войны (index pacis bellique)[12]: в мирное время арка запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми[13]. Военные обозы отправлялись от священного Храма врат (Janus geminus)…
Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. mitium — вход и начало), то Янус считался покровителем всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении (слова).
Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия;
первый праздник римского религиозного года был установлен в честь Я.;
в периоде дня Янусу был посвящен утренний час (отсюда эпитет бога — Matutinus),
в периоде месяца — календы (первое число),
в периоде 12-месячного года — первый месяц, названный по имени Я. январем (Januarius)[14].
Он охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия (Janus Conservus), и стоит во главе богов-покровителей человека, ведущих его с момента зачатия до рождения.
Близкое отношение к понятиям времясчисления привело к представлению о нём как о божестве, управляющем движением года и вообще времени. Некоторые статуи его выражали эту идею в расположении ручных пальцев, при чем пальцы правой руки изображали число ССС (то есть 300), а пальцы левой руки — число LХV (=65), то есть пальцы обеих рук, в таком их положении, показывали число 365 дней года. (с 365-ю пальцами…) .
Как бог всякого начала, он древнейший и первый из римских богов, но не в космогоническом смысле, а в отвлеченном значении этого слова.
Специальным жрецом его был Rex sacrorum, занимавший в Иерархии римского жречества первое место.
По свидетельству Варрона, Янусу было посвящено двенадцать алтарей, по числу месяцев года.
В разных частях города возвышалось несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на форум.
В древнейшее время собственных святилищ Януса не было, если не считать упомянутой арки на форуме.
Первый храм о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г. до н. э.). Когда император Август предпринял восстановление храма, древняя статуя была заменена привезенным из Египта изображением двуликого Гермеса, работы Скопаса.
При Домициане было сооружено святилище т. н. Четырехлицевого Януса, изображение которого было привезено в Рим из Фалерии еще в 240 г., по взятии города римлянами.
О существовании культа вне Рима не имеется никаких сведений.
Иконография
Изначально его атрибутами служили ключ и оружие (жезл) привратника — палка для непрошенных гостей.
Позднее (под влиянием греческого религиозного искусства ???) он стал изображать двуликим (geminus — «двойной») с лицами, обращенными в противоположные стороны. Эту двуликость объясняли тем, что:
двери ведут и внутрь, и вовне дома;
Янус знает и прошлое, и будущее;
он видит оба пути одновременно.
Как бога порога встречается у входа многих римских домов и у городских ворот. Он должен отпугивать чужаков и демонов, но также приглашать приятных гостей, потому Янус не имеет демонических черт (как другие стражи ворот): он выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой — дружелюбие и мудрость.
Древнейшее изображение сохранилось на ассах первой римской чеканки: бородатая двуликая голова[15].
Голова Януса нередко венчалась римским «термином» [лат. terminus — предел, граница] — колонной, отмечающей границы собственности.
Современность
Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом:
символ любого противоречия
внешнее и внутреннее,
душа и тело,
миф и разум,
правое и левое,
консервативное и прогрессивное,
материя и антиматерия,
«вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение».
Максимальное наполнение этот образ находит, когда ему приписывается еще и двуполость.
Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удается представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено, подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Зона, о котором говорит Кроули в «Книге Тота», а в картах Тарот так рисуют дурака.
(Социальный символ) Можно рассматривать как общественно-политическую тенденцию, которая предпочитает оглядываться назад и учитывать традицию, чтобы сделать более обоснованным и уверенным свое поведение в будущем … убедительное отражение такая тенденция находит в европейском регионализме, в котором преобладают экологическое и молодежное движения… В экологическом движении ФРГ оказались плечом к плечу представители консервативного и левоанархистского лагеря — очень редкое явление для социальной и духовной истории Германии.
Остатки традиционной культуры (индейской или крестьянской) обречены на вымирание, если не будут подпитаны энергией молодежного движения. Двухголовый Янус мог бы стать символом такого синтеза.
Основные значения:
00-03-533-000.jpg
Содержание
1 Иконография
2 Современность
3 Основные значения:
4 Эмблематика
5 Ad Vocem
6 Черновые материалы
7 Литература
8 Иллюстрации
9 Примечания и комментарии
См. также:
Индигеты
Эмблематика
В эпоху Ренессанса — символ прошлого и будущего в аллегориях Времени.
В этом смысле Пуссен представляет его как границу.
В начале пространной аллегории человеческой жизни, передаёт Мойрам горсть шерсти (Джордано, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция).
Атрибуты:
змея, свернувшаяся кольцом (античный символ вечности).
Голова Януса на кубе.
Символ незыблемой (куб) мудрости (Янус).
EMSI 8-15
Голова двуликого Януса.
Символ благоразумия.
«Пусть благоразумие будет руководителем твоего ума,
Смотри и вперед и назад».
EMSI 14-2
Ad Vocem
«В руках Януса — начало, в руках Юпитера — все». — Варрон.
Перен. «двуликий Янус»
— лицемерный человек,
— все двузначное, двусмысленное, двойственное,
— амбивалентное — позитивный и негативный аспекты действия (вещи).
Черновые материалы
Януса — бога, связывающего и отпускающего, изобретателя замков и бога инициации. Янус держит Ключи Власти, открывающие и закрывающие, а также ключ к двери, дающей доступ в область богов и людей, к дверям зимнего и летнего солнцестояния. наравне с палкой является атрибутом двуликого Януса, бога солнечных ворот, которые он открывает и закрывает во время солнцестояний; ключ выполняет также функцию проводника (палка), открывающего путь к посвящению. Эмблема из двух ключей, которая иногда располагается над сердцем, принадлежит Янусу[16].
Литература
Штаерман Е. М. // MNME
Roscher, «AusfuhrIiches Lexixon der Griechischeu und Romischen Mythologie» (II, стр. 15 и сл.) < MNME
Speyer, «Le dieu romain Janus» (в «Revue de l’histoire de religion», XXVI, 1892, стр. I — 47) < MNME
Wissowa, «Religion und Kultus der Romer» (Мюнхен, 1902 = Jw. Muller, «Handbuch der Klassischen Altertnmswissenschaft», т. V, отд. IV) < MNME
Anst, «Die Religion der Romer» (Мюнстер в Вестфалии, 1899) < MNME
Steading, «Griechische nnd RSmische Mythologie» (Лпц., 1897) < MNME
F. Benzitr: Janus und seine Deuter, Bremen 1930 < MNME
LA. Mac Kay: Janus, Berkeley 1956 < MNME
James George Frazer: Der goldene Zveig, Frankfun 1977 < MNME
Иллюстрации
Янус как личностная дуалистическая система. В. Картари, 1647 г.
Примечания и комментарии
↑ Serv. Verg. Aen. I 292
↑ Ovid. Fast. I 318
↑ Liv. I 19, 2
↑ Ovid. Fast. I 135
↑ Macrob. Sat. I 9, 7
↑ I 9, 14-18
↑ Serv. Verg. Aen. VII 610; Macrob. Sat. I 7, 18-28
↑ Ovid. Fast. I 104 след.
↑ Liv. I 32, 12
↑ Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе. [bref]
↑ Это напоминает индийского Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры — Добра и Зла.
↑ Согласно завещанию царя.
↑ Сомнительно, чтобы этот обряд был древний; но в последние годы республики он соблюдался, и Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до Р. Xр.; во второй раз — по окончании войны с кантабрами в 25 г. до Р. Хр.; в третий раз — по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Хр.). [bref]
↑ По реформе календаря Ю. Цезаря.
↑ По мнению Виссовы, рисунок был создан специально для первых медных монет, представлявших притом же единицу ценности.
↑ Керл — 4
UPD.
Еще один бог, имеющий отношение к нашему криминальному гению.
Гермес
содержание статьи Гермес
греч. Ermns
В греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, Г. — сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, рожденный ею в Аркадии в пещере Киллены (Hymn. Ноm. III 1-5). Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. На фетишистскую древность Г. указывает его имя, понимаемое как производное от греч. erma — груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками (Plat. Hipp. 228d-229a), фетишами — охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. «привратный» «Пропилей») (Paus. II 38, 7); повреждение герм считалось страшным святотатством (Thuc. VI 27). Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Г., как «амбросийные» (букв. «бессмертные») золотые крылатые сандалии и золотой жезл средоточие магической силы (Ноm. Od. V 44-50). В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мертвых (Ноm. Od. XXIV 1-5). Г. одинаково вхож в оба мира жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведет богинь Геру, Афину и Афродиту на суд Париса (Eur. Andr. 274—287). Г. — вестник богов, мужской коррелят вестницы богов Ириды. Изъявление божественной воли приходит иногда во сне, и Г. насылает на людей сны с помощью своего жезла (Hymn. Ноm. III 14). Водительство Г. на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Он вручает Нефеле — матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от мачехи (Apollod. I 9, 1). Основателю Фив Амфиону Г. вручает лиру, и с ее помощью герой строит стены города (III 5, 5); Персею он вручает меч для убийства Медузы (II 4, 2); Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки (Ноm. Od. X 227—306); Г. спас бога Ареса от козней Алоадов. Г. охраняет героев во время странствий (Ноm. Il. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла (XXIV 339—447), причем здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы (Hymn. Hom III 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона дается в гомеровском «Гимне Гермесу» (III 68-94). Г. обучил плутовству своего сына Автолика — деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея — результат наследственности, полученной от божественного предка (Ноm. Od. XIX 394—398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Г. ловко убил одного из гигантов (Apollod. I 6, 2).
Функция Г. как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой (Hes. Theog. 444), вторична (ср. Пан — сын Г. — бог стад). Г. и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Г.) найдя черепаху, Г. впервые изготовил из ее панциря семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров (Hymn Hom. III 413—502). В придачу Г. вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания (Apollod. III 10, 2). В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвящённым) сочинения.
Г. почитался на анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших. В римской мифологии почитался под именем Меркурия — покровителя торговли.
Лит.: Radermacher L., Der homerische Hermeshymnus. Erlдutert und untersucht, W., 1931; Raingeard P., Hermиs psychalogue. Essai sur les origines du culte d’Hermиs, P., 1935; Kerйnyi K., Hermes der Seelenfьhrer, Z., 1944; Brown O. N., Hermes — the thief, Madison, 1947; Moorsel G. v., The mysteries of Hermes Trismegistus, Utrecht, 1955.
А. A. Taxo-Гoди
Среди дошедших до нас произведений античной пластики: статуя «Г. с младенцем Дионисом» Праксителя (см. рис.). «Г.» Поликлета известен в нескольких репликах, «Отдыхающий Г.» Лисиппа — в римской копии; известны также т. н. «Г. Лудовизи», «Г. Фарнезе», «Г. из Бельведера» и др.; в числе герм — пергамская копия произведения Алкамена; среди рельефов — «Г. и хариты». Под влиянием античных изображений Г. с ягнёнком на плечах в раннехристианском искусстве сформировался иконографический тип «доброго пастыря». В средневековых книжных иллюстрациях Г. изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты). Иногда Г. изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Г. — проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля «Г. вводит Психею на Олимп»), посланец богов (статуя «Меркурий» Джамболонья), миротворец (картина П. П. Рубенса «Примирение Марии Медичи со своим сыном») и др. Г. изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто «Меркурий и три грации»). В европейском искусстве 15-17 вв. особенно популярны сюжеты: «Меркурий обезглавливает Аргоса» (Рубенс, Я. Йорданс, Веласкес, Рембрандт и др.), «похищение Меркурием стад Адмета» (Доменикино, К. Лоррен и др.) и др. В искусстве 18 — нач. 19 вв. образ Г. находит воплощение главным образом в пластике (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.). См. рис.
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гермес, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 1921 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 294 Словарь)]
Еще: Меркурий
снова Меркурий
Гермес
Чем важен Гермес (Меркурий)? Он тоже упоминается в сериале, как и Янус. Хотя и не так явно.
"Got the wings of heaven on my shoes"? Почему-то сразу эта строчка вспомнилась.